Психоанализ и современность

Психоанализ и современность

Психоанализ представляет собой практику по изменению человеческой судьбы, предоставляя субъекту возможность для встречи с собственным Желанием. В каких случаях происходит обращение к психоаналитику? В каждом случае – это уникальная история каждого субъекта, и, соответственно, причины могут быть самыми разными. Будь то навязчивые состояния, меланхолия, страх и подавленность, кризис в отношениях, переживание горя, утраты, отчаяния, апатии, ощущение пустоты или утраты смысла жизни, страдание без нахождения видимой причины, — а также любые другие вопросы и темы, которые Вы бы хотели обсудить с психоаналитиком.

Sui Generis

Сегодня психоанализ, являясь одним из немногих оставшихся островков свободы мысли, обнаруживает себя как революционная практика, направленная на встречу субъекта с собственным Желанием. В эпоху тотального вампирического капитализма и господства паранойяльного нейро-научного дискурса, пропаганды СМИ и консьюмеристской идеологии, человеческий субъект оказывается отчуждён, ниспровергнут и вынесен на обочину, а сама субъективность в процессе деисторизации претерпевает катастрофическую метаморфозу. Более века назад Зигмунд Фрейд, сам того не ведая, изобретает психоанализ — клиническую практику, и одновременно науку о субъекте, — которая радикально переворачивает представление о душевной жизни отдельного человеческого существа, нанося сокрушительный удар по господствовавшим взглядам того времени. В середине XX века Лакан совершит акт возрождения психоанализа под лозунгом «Назад к Фрейду!»…

Господствующая идеология начала XXI века, вскормленная и пропитанная «диким» капитализмом, обнаруживает себя в тотальном неприятии свободы мысли, и по этой причине психоанализ, будучи гибкой системой мышления, оказывается в маргинальной позиции относительно культуры, в которой он существует. В то время, как психология, психотерапия и психиатрия продолжают «адаптировать» человека к так называемой «реальности», тем самым, по сути, выполняя очередной социальный заказ, психоанализ по-прежнему остаётся на стороне субъекта, с его сингулярностью, уникальной историей, страданием и неповторимой истиной о самом себе.

Как писал Гёте: «Большинство людей работает большую часть времени, чтобы жить, и незначительное свободное время, остающееся у них, настолько тревожит их, что они всеми способами стараются избавиться от него.» Если во времена Гёте человеку было ещё свойственно совершать выбор относительно своего свободного времени, то сегодняшняя культура, как никогда, всеми средствами и способами пытается сделать так, чтобы у субъекта не осталось никакого выбора, — а точнее, — остался единственный «правильный выбор», который apriori оказывается заранее спроектированным, сфабрикованным и прописанным посредством ежедневных бомбардировок СМИ, агрессивной рекламы и пропаганды потребления. В этом пространстве, как в фильме «Матрица» (1999) братьев Вачовски, остаётся лишь два возможных варианта: либо продолжать плыть по течению, тем самым окончательно поставив на себе крест и целиком отдавшись воле Большого Другого, или же остаться верным себе, невзирая на вопреки, и, выражаясь словами Лакана, — продолжать настаивать на своём Желании…

Nosce te ipsum

 

Опубликовано:06.02.2017Валерий Базаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *