Имена и лица психоанализа
Разговор о ключевых фигурах
Пожалуй, уместно сказать о том, на каких главных фигурах строится здание психоанализа. В сущности, в истории мы обнаруживаем всего несколько фундаментальных мыслителей, среди которых первое место занимает Фрейд – как фигура создателя. Вслед за ним, по величине, можно назвать такие имена, как Жак Лакан, Мелани Кляйн и Уилфред Рупрехт Бион.
Если Фрейда мы можем в полной мере назвать писателем от психоанализа (недаром он был награждён премией Гёте в 1930 году), то Жака Лакана (1901-1981) можно было бы, пожалуй, назвать оратором психоанализа. Лакан писал значительно меньше, нежели говорил. Таким образом, если у Фрейда мы имеем дело с написанными им текстами, то у Лакана мы читаем стенограммы семинаров (записанные их интеллектуальными участниками), которые он проводил в Париже с 50-х годов, — вначале в больнице Святой Анны, а затем – в крупнейшем университете Эколь Нормаль Суперьёр.
Если говорить кратко о важнейших деяниях Лакана, то, прежде всего, следует отметить, что именно им был совершён знаменитый поворот под девизом: «Назад к Фрейду!», знаменовавший собой возвращение к фундаментальным психоаналитическим положениям, с целью возрождения революционного духа фрейдовской мысли, преданного забвению. Если Фрейд – создатель психоанализа, то Лакан – его возродитель, вернувший психоанализу его суверенный статус через внимательное перепрочтение текстов Фрейда. Парадоксальным образом, читая семинары, мы можем убедиться и в том, что Лакан зачастую оказывается куда бОльшим фрейдистом, чем сам Фрейд, — недаром иногда можно услышать про него слова, что «Лакан – это французский Фрейд». В качестве комментария, пожалуй, будет уместным сказать и о том, что Лакан крайне интересен, но весьма труден для чтения и понимания. Приступать к его осмыслению следует после прочтения всех текстов Фрейда, на которых, собственно, и основывается вся лакановская мысль (а точнее, движение этой мысли).
Именно Лакан является изобретателем третьей топической модели психики. Как известно, первые две изобрёл Фрейд: 1) Сознание/Предсознательное/Бессознательное; 2) Я/Оно/Сверх-Я. Лакан концептуализирует третью топику, и выражает её с помощью фигуры, имеющей название Борромеев Узел: Воображаемое/Символическое/Реальное.
О краткой истории жизни и творчества мыслителя можно прочитать здесь. Для тех, кому Лакан будет интересен, могут обратиться к книге В.А.Мазина «Введение в Лакана». Для углублённого изучения и погружения в дискурс Лакана, можно обратиться к его семинарам, часть из которых опубликована на русском языке в переводе А.К.Черноглазова.
Мелани Кляйн (1882-1860) является представителем Британской школы психоанализа. Проходила личный анализ у Шандора Ференци (ученика и коллеги Фрейда). В 30-ые годы XX века вела жёсткую полемику с Анной Фрейд, в результате чего произошёл раскол между психоаналитическими школами. В клинической практике сосредоточивалась вокруг наиболее раннего опыта становления психики у младенцев, отталкиваясь от теории влечений Фрейда. Работая с детьми, уделяла огромное значение фантазиям, а также констелляции любовных и деструктивных импульсов в логике становления психики юного субъекта. В качестве важнейших понятий кляйнианской школы можно обозначить такие как «параноидно-шизоидная позиция», «депрессивная позиция», «проективная идентификация» и др., осмыслявшиеся Кляйн в духе фрейдовских фаз психической организации.
Уилфред Рупрехт Бион (1897-1979) является крупнейшим последователем традиции кляйнианской школы психоанализа. Проходил личный анализ у Мелани Кляйн. Мысль Биона необычайно сложна для понимания. Недаром его иногда сравнивают с Лаканом – ведь одной из важнейших заслуг Биона является его попытка формализовать клинический опыт анализа, исходя из чего он изобретает свою знаменитую «решётку» («Решётка Биона»), или таблицу, в которой используются алгебраические выражения для упорядочивания клинического опыта. Некоторые мыслители сравнивают решётку Биона с шахматной доской, представляющую своего рода размеченное поле для регистрации событий в аналитических отношениях.
Также, именно Биону принадлежит этическое высказывание касательно позиции психоаналитика в кабинете: «Не вспоминать, не понимать, не желать». Помимо прочего, Бион, следуя мысли Фрейда, осмысляет психику как аппарат по совладанию с мыслью. Исходя из этого положения, в его системе появляются такие понятия как «альфа-функция», «бета-функция», «контейнер» и «контейнируемое» и др.
Некоторые из работ Биона опубликованы на русский язык (например, «Научение через опыт переживания», «Внимание и интерпретация»), но большая часть текстов доступна лишь в оригинале – на английском языке.
Всех вышеуказанных мыслителей объединяет следующее: невзирая на то, что каждый развивал собственные психоаналитические идеи, они сохранили верность духу фрейдовской мысли. Вместо того, чтобы изъять или выбросить «неудобное» из учения Фрейда (как это сделали, к примеру, американские психотерапевты), они занимались серьёзным развитием его идей и новыми способами их осмысления. Вклад Лакана и Биона в изучение клиники психозов оказывается бесценным.
Опубликовано:06.02.2017Валерий Базаров
Уважаемый Валерий Александрович, зашла на Ваш сайт, почитала Ваши статьи. Спасибо Вам за Вашу ясность мышления и изложения. Я в этом году закончила 2-ое высшее заочное, и, как Вы понимаете, наверное, нахожусь в сомнении. ВЕИП многое дает человеку, вошедшему в него, и заставляет быть и дальше в этом процессе. Поэтому, очевидно, я и забрела на Ваш сайт, и нашла нужную для меня информацию в Ваших статьях. Спасибо Вам. И приятно было увидеть Ваш Гала-портрет и вспомнить Ваши семинары в нашей группе. До свидания. Вам удачи!